
Сегодня я вам подробно расскажу про миссию ученых в крупнейшей по охвату морей и продолжительности ледоисследовательской экспедиции в новейшей истории России, которую организовала нефтяная компания Роснефть.

Кстати, во время экспедиции я узнал, что Роснефть является самой большой публичной нефтяной компанией в мире, имеет уникальный портфель активов в области разведки и добычи.

В экспедиции для проведения работ каждый день на лед выгружали контейнеры с оборудованием


Чтобы ледокол не уплыл (верней льдина была надежно зафиксирована) - его привязывают-)

На вооружении ученых сотни килограммов специального оборудования:

Один из самых мощных атомных ледоколов в мире - 75.000 лошадей

Беспилотный летальный аппарат, который делает аэрофотосъемку и ледовую разведку

Два глубоководных аппарата (большой и маленький)

Вертолет для выполнения разнообразных задач (про арктическую авиацию я подробно написал здесь)

Снегоходы


Бескрайние просторы Арктики

И конечно сами ученые-)

Всего на борту ледокола было 33 ученых

Все это "вооружение" необходимо для получения данных, которые лягут в основу 3D-моделей ледяных образований, которые будут использованы для информационного обеспечения геологоразведочных работ и проектирования нефтегазопромысловых сооружений.

Исследования проводятся в зимнее время для того, чтобы определить ледовые фазы, морфометрические параметры ледяного покрова, физико-химические свойства льда, торосов и стамух.

Огромный состав экспедиции (всего на борту ледокола почти 150 человек), спектр работ велик, и поэтому все участники экспедиции разбиты на отряды

Один из отрядов – это отряд морфометрии льда, т.е люди занимающиеся измерением толщин льда и ровного, и наслоенного, и торосистого льда .

Они занимаются термобурением льда и изучением льда (его пористость, толщину консолидированного слоя и т.д.)

Все это дает понять, что может быть при столкновении льдов с инженерным сооружением.

По сути, главный объект изучения экспедиции – это торосы, мы определяем его глубину, его парус, киль, его консолидированный слой, что необходимо для проектирования сооружений

Также ученые меряют блоки из которых сложен торос по толщине и по размеру , дабы узнать историю возникновения тороса, когда и где именно он образовался


Что только не делают ученые со льдом

Пилят

Определяют хрупкость

Берут пробы на химический анализ

Определяют плотность и массу

Ставят датчики

В целом, анализируют как только может позволить современная наука

Фактически у экспедиции "Кара-Зима-2014" две задачи : получить параметры для проектирования сооружений, круглогодичного бурения и добычи, и обеспечение поискового бурения.


Отрадно, что большинство приборов сделано в России

По оснащенности экспедиция стоит на переднем краю достижений научного прогресса и технологий.

Все, что новое и современное создано в мире, применяется для исследования свойств льда, как на поверхности, так и на глубине

С помощью подводного аппарата "Гном" определяют размеры киля, тороса подводной части, а также можно измерить глубину борозд пропахивания льдом дна

Чемоданчик для управления "Гномом"

Джойстик управления, как на игровой приставке

Отечественная разработка!

Ученые работают на льду целый день!

Встроенное теплое сиденье-)

Дрейф айсбергов изучается путем установки на них буев.

Установка буев на айсберг довольно рискованная процедура: специалист высаживается на айсберг с помощью вертолета, бурит в нем небольшое углубление, туда устанавливает буй, потом обратно заходит вертолет и улетает.

Каждый вечер экспедиция собиралась в путь на следующее ледяное поле


Кстати, Роснефть раньше срока начнет арктический проект. Буровые работы должны начаться в первых числах августа!

Рекомендую, другие посты про экспедицию:
Питание на борту атомного ледокола
Быт и жизнь на атомном ледоколе
Арктическая авиация
День, Арктика, вертолет, ледокол...
Новая Земля
Белые медведи и животный мир Арктики
Средства связи и коммуникации на ледоколе
Путь в Арктику
Как проходила подготовка к экспедиции в Арктику
Продолжение про экспедицию "Кара-Зима-2014" следует! Все посты про Арктику доступны по тэгу Арктика
Journal information